06:46 О мигрантах за рулем, правах и категориях | |
О мигрантах за рулем, правах и категорияхКак изменения в законах и самой российской жизни повлияют на сложившуюся систему подготовки водителей-профессионалов, и как аналогичные вопросы решаются в странах Евросоюза, беседуем с директором ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Вячеславом Максимычевым.
Новые категории и подкатегории в водительских удостоверениях, обязательное наличие последних российского образца у водителей-иностранцев, занятых в сфере автоперевозок, утверждены законодательно – все это на практике ложится дополнительной нагрузкой на автошколы. Обсуждение поправок в Федеральный закон РФ №92-ФЗ «О безопасности дорожного движения» продолжается: нововведения в профессиональном сообществе восприняты неоднозначно. Обо всем этом мы и поговорим с экспертом.
- Как известно, любые преобразования, в том числе и законодательные, вызывают у российской общественности, по меньшей мере, недоверие, а иногда даже становятся источником банальной неразберихи. Примером может служить «событие» в Екатеринбурге, где почему-то решили, что новые правила замены водительских удостоверений для иностранцев начинают действовать с 5 ноября сего года, и в городе чуть было не случился коллапс в сфере пассажироперевозок. Причина подобной накладки понятна: по неофициальным данным, в России почти 40% пассажирских и грузовых перевозок приходится на долю водителей-иностранцев. И стоит какой-то части из них не приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей - в пассажирских и грузовых перевозках могут начаться сбои. В то же время наведение порядка в водительской профессиональной среде необходимо – слишком много нареканий в адрес водителей-мигрантов: кто-то считает, что они, в силу своей низкой подготовки, априори являются виновниками всех дорожных инцидентов, а кто-то представляет их основными конкурентами для квалифицированных и поэтому более требовательных к оплате труда водителей-россиян… - Что ж, некоторые категорические суждения о водителях-иностранцах небезосновательны. Но для объективности стоит рассмотреть ситуацию, которая в настоящее время сложилась в отрасли. Например, в Московской области доля иностранцев, сидящих за рулем коммерческого транспорта, составляет более 25 тысяч человек. Порядка 9 тысяч приходится на пассажирский транспорт, остальные задействованы в коммунальном хозяйстве и на большегрузной технике. Понятно, что это всего лишь цифры, в действительности же мы имеем дело с водителями, квалификация которых у нас никак не подтверждена. Если взять европейскую практику, то работать по найму может только имеющий водительское удостоверение любой страны Евросоюза и сертификат профессиональной компетентности, который выдается в соответствии со специальной директивой ЕС.
В соответствии с выстроенной у нас системой, водитель-иностранец, имеющий национальное водительское удостоверение, приносит в ГАИ нотариально подтвержденный перевод документа и сдает экзамен только по правилам дорожного движения. А вот о чем свидетельствуют данные российского отделения Интерпола: проведенные проверки показали, что с начала 2013 года выявлено более 200 поддельных водительских удостоверений, а также установлены многочисленные факты использования поддельных прав гражданами республик бывшего СССР.
То есть сегодня, сделав на компьютере красивое пластиковое удостоверение, и заверив у нотариуса официальный его перевод, водитель из соседней республики получает право сдать экстерном упомянутые выше правила дорожного движения. Получается что этим же законом (№92-ФЗ) экстернат в России ликвидирован, а для водителей-иностранцев он открылся. И если даже допустить, что удостоверение у водителя-иностранца не поддельное, хотя проверить его порой почему-то бывает затруднительно, вряд ли обещанные МИДом запросы будут способствовать улучшению ситуации.
К этому добавляется еще одна проблема – неизвестно какую подготовку проходили водители из той же Средней Азии, и насколько она (если имеется) соответствует требованиям, установленным в России. И здесь опять имеет смысл обратиться к практике, принятой в странах ЕС. Иностранец, желающий работать в Евросоюзе, но не имеющий водительского удостоверения одной из его стран, обязан пройти подготовку в автошколе. Причем полгода прожить рядом с этой автошколой, и сдавать экзамены в том госоргане, к которому эта школа прикреплена. В таком подходе нет элементов сегрегации: правила должны быть едиными для всех, а неукоснительное следование им обеспечивает безопасность на дорогах. Тем, кто желает убедиться в действенности существующего порядка, рекомендую обратиться к статистике ДТП за последние несколько лет, например, в Германии.
У нас же перевозчики зачастую предпочитают нанимать мигрантов, существенно экономя при этом на оплате их труда: вопросы безопасности дорожного движения наших работодателей (не всех, конечно) беспокоят в последнюю очередь. К этому добавляется еще один негативный момент, – который тоже не сразу осознается, – из отрасли идет отток своих квалифицированных водителей-профессионалов. И на каком-то этапе этот процесс может стать необратимым.
Кстати, это вовсе не означает, что среди мигрантов нет хороших водителей, просто, уровень подготовки и отбора кадров должен быть единым для всех. Впрочем, при существующей ситуации, введение аналогичного европейскому коду-95 (наличие цифр «95» в водительском удостоверении подтверждает наличие сертификата профкомпетентности) для водителей-профессионалов у нас, увы, пока еще представляется недосягаемой мечтой.
Хотя, замечу, предпринимать в этом направлении все же что-то придется, потому что наши водители-профессионалы, учитывая возрастающий уровень сотрудничества России с ЕС, просто обязаны будут соответствовать принятым в Европе стандартам вождения.
- Вячеслав, вернемся к нашей действительности: все ли, на Ваш взгляд, учтено в предлагаемой системе переподготовки (если таковая потребуется) и сдачи экзаменов на российские права водителями-иностранцами, или есть что-то не до конца продуманное и проработанное?
- Организационная сторона данного мероприятия, безусловно, вызывает некоторые вопросы. Так транспортная компания, в которой работают иностранные водители, направляет список с данными о них в Госавтоинспекцию. Причем список этот должен быть официально подтвержден и в ГИБДД, и в ФМС. И, после соответствующих согласований, определяются сроки для сдачи экзамена. Но не совсем понятно, как соотносятся подтверждение ФМС, ГИБДД и заявление работодателя с наличием (или отсутствием такового) должного профессионального уровня у мигранта.
Нельзя сбрасывать со счетов и языковую проблему, а она при сдаче экзамена так или иначе будет возникать. Но у нас, похоже, это никого не волнует. А в той же Европе в этом отношении правила жесткие: экзамены на профессиональные водительские права сдаются на языке той страны, в которой водитель собирается работать по найму.
Есть еще одна очень серьезная проблема: не секрет, что водители, в основном, выходцы из азиатских стран, занятые, кстати, и в пассажироперевозках, употребляют так называемые легкие наркотики – «насвай» (Вид жевательного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии. В России как оптовая, так и розничная торговля насваем запрещена. – Примечание редакции) и т.п. А вещь эта далеко не безобидная, поэтому и здесь необходимо усиление контроля.
В целом же, введение экзамена для иностранных водителей-профессионалов вполне обосновано: любое государство обязано защищать своих граждан, их безопасность на дорогах, так что наша страна поступает здесь в соответствии со всеми принятыми международными нормами и стандартами.
- Кстати, говоря о непродуманности некоторых решений, стоит отметить, что эта «тема» больше относится к другому блоку поправок, касающихся введения новых категорий в водительские права. Как выяснилось, профессиональное сообщество, в частности, представители автошкол, высказали определенные претензии в связи с тем, что с их мнением не очень то и посчитались при разработке и согласовании нормативно-правовых документов…
- Сегодня в этом блоке вопросов изменения уже есть, их определенно можно отнести к разряду положительных. Минобрнауки, наконец, создало рабочую группу, и состоит она, что обнадеживает, из квалифицированных специалистов. И если в основу разработок будет заложена концепция построения программ подготовки водителей-профессионалов как в Европе, то, пожалуй, такой подход будет наиболее оптимальным и явно уменьшит количество недовольных. Другое дело, что для реализации этих программ потребуются хорошо подготовленные педагогические кадры, взвешенная и проработанная во всех деталях система приема экзаменов.
То, что подобные нововведения будут внедряться в России – решение правильное и обоснованное. Но, еще раз подчеркну, для успешного продвижения принятых программ необходимо наличие специалистов высокого уровня. Например, в условной европейской автошколе, у преподавателя-инструктора, готовящего водителей-профессионалов, обязательно должны быть водительские права следующих категорий: А, В, С, СЕ. Такое «подспорье» позволяет ему наиболее доходчиво донести до обучаемого возможные варианты маневров того или иного вида транспорта в самых различных дорожных ситуациях.
- Да, маневрам на наших дорогах явно не помешало бы обучать по специальной программе. И, пожалуй, последнее: как Вам, предложенный МВД двухэтапный вариант сдачи экзаменов. Специалисты считают его «надуманным», усложняющим процесс подготовки водителей…
- Правила подготовки, «разработанные» нашими полицейскими, когда вначале водитель сдает теорию, потом осваивает практику вождения на площадке, и, как «довесок», демонстрирует свое умение управлять машиной в городе, а после этого сдает экзамен, неправомерно усложнены и затянуты.
Здесь, вряд ли буду оригинален, но полностью согласен с теми, кто считает, что теорию и практику водитель должен проходить одновременно. И опять сошлюсь на европейский опыт – там преподаватель дает теорию, и он же отрабатывает с обучаемым навыки вождения. То есть, все учтено в своей простоте – теория подкрепляется практикой. Так что чиновники МВД зря тратили время, изобретая велосипед – правила подготовки и сдачи экзаменов давно уже отработаны, их эффективность проверена временем, остается только взять на вооружение.
P.S. И… небольшая информация для размышления. Программы подготовки водителей-профессионалов, существующие в Германии с 1999 года, сегодня используются (с начала 2013года) практически во всех странах Европы.
Беседовал Андрей Заболотский.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |